Катушка для нахлыста

 

Значение катушки для нахлыста часто недооценивают. Этот вспомогательный элемент обеспечивает правильную работу всей снасти. Нахлыст — одна из самых сложных техник ловли, где рыболов соревнуется с сильными и агрессивными рыбами, и именно надежность катушки во многом определяет, удастся ли вывести добычу.

Катушка для нахлыста

Строение катушки

Нахлыстовая катушка устроена достаточно просто и лишь немногим отличается от стандартной инерционной. Она состоит из:

  • рамы;
  • ножки;
  • шпули;
  • тормозной системы.

Нахлыст требует от рыболова подвижности и ловкости. То, насколько удобно обращаться со снастью, во многом зависит от катушки. Она обеспечивает баланс между удилищем и шнуром. Если вес устройства окажется неподходящим, баланс нарушится.

 

Характеристики катушки для нахлыста

Класс

Эта характеристика соотносится с классом удилища. Если используется снасть 5 класса, то и катушка должна быть такой же. Существует 21 класс удилищ: 000, 00, 0 и дальше от 1 до 18.

 

Объем шпули

Этот параметр показывает, сколько шнура и бэкинга поместится в шпулю. Снасти подбираются под цели рыбалки:

  • со шнурами 3-5 классов ловят мелкую рыбу (хариуса, ручьевую форель), большого бэкинга это не требует;
  • снасти 6-8 классов уже серьезнее, запас подмоточной лески нужен хороший;
  • шнуры 9-14 классов помогают одолеть крупного лосося и морскую добычу, длина бэкинга в таком случае превышает 200 метров.

Производители обычно указывают подходящий класс шнура на упаковке катушек.

Шпуля фиксируется двумя способами: с помощью прикручивания или защелкивания. Если используется второй вариант, после фиксации обязательно нужно проверить, насколько надежно закреплена деталь на оси катушки.

 

Тип лебедки

Задача лебедки — плавно, ровно и без особых усилий сматывать шнур и бэкинг. В процессе шнур не должен задевать элементы нахлыстовой катушки. Скорость подмотки для разных приманок используется разная. К примеру, ловля на утяжеленную нимфу требует более высокого темпа выматывания.

Существуют разные модели катушек по типу подмотки:

  • автоматические — шнур сматывается с помощью пружины;
  • электрические — на батарейках;
  • с LA-шпулей — шнур любого диаметра сматывается с очень высокой скоростью;
  • антиреверсивные (с маркировкой A/R) — ручка вращения и шпуля не связаны напрямую, шнур выматывается через тормоз, а ручка остается неподвижной.

Автоматические и электрические катушки практически не пользуются популярностью. LA-барабаны — самые распространенные. Они позволяют вываживать рыбу даже в сложных условиях. Появление такого типа стало своего рода революцией в нахлыстовой рыбалке. Катушка с антиреверсом — последняя разработка. Она подходит для удилищ большого класса и «охоты» на сильную рыбу.

 

Система торможения

Тип тормозной системы зависит от класса катушки для нахлыста. Основных видов тормозов два:

  • простые нерегулируемые — для классов до 5-го;
  • регулируемые — для более тяжелых классов.

Первый тип (его обозначают как clicker) позволяет лишь зафиксировать шнур в нужной позиции. Механизм работает четко, но издает треск во время движения шпули. Этот недостаток может нарушить атмосферу ловли. В то же время частота звука подсказывает, с какой скоростью движется попавшаяся на крючок рыба.

Второй тип (spring & pawl) более совершенный. У него 3 разновидности:

  • пружина и собачка — используется на недорогих устройствах, позволяет поймать некрупную форель;
  • двойная пружина и собачка — усиленная версия;
  • дисковые тормоза — самый совершенный и плавный вариант, он справится с добычей, которая способна совершать мощные рывки.

Плавность — одно из определяющих качеств тормозов. При вращении шпули выделяется много тепла. Чем правильнее конструкция тормозной системы, тем лучше рассеивается тепло. Тогда и рыбалка становится комфортнее, и снасть долговечнее.

Производители нахлыстовых катушек сейчас бьются над решением важной проблемы. Дело в том, что тормоза должны выполнять две взаимоисключающие функции:

  • во время работы со шнуром — подтормаживать шпулю понемногу;
  • во время вываживания добычи — обеспечивать большое торможение.

В процессе ловли нахлыстовик вынужден постоянно регулировать тормоз. На это не всегда хватает времени. Выходом стали бы системы торможения с двумя режимами.

Советы по выбору нахлыстовой катушки

Катушку рекомендуется покупать, когда на руках уже есть удилище и шнур. Между ними должен быть правильный баланс. Центр тяжести в идеале располагается в рукоятке удилища: там, где рыболов держит снасть.

Самый простой способ получить слаженное снаряжение — это протестировать несколько вариантов. Взять пару-тройку удилищ, столько же катушек подходящего класса — и по-разному скомпоновать их между собой. Если снасть легла в руку, а взмахи даются без труда, вы угадали. Если рука быстро устает, балансировку нужно продолжать.

Новичкам стоит остановить выбор на оснащении легких классов. Подойдет катушка для нахлыста самой незамысловатой конструкции. Обычно такие изготовлены из невесомых материалов: карбона и пластика. Ось у них латунная, а тормозная система нерегулируемая.

Катушки уровнем выше выполнены из алюминия с анодированным покрытием. Коррозия им не страшна, а тормозные системы более сложные. Такой вариант подходит опытным ценителям рыбной ловли.

Относиться к устройству следует бережно. После падения или при попадании песка и камушков в систему торможения катушку может заклинить.

 

Эксперты рыболовного лагеря Belousiha River Lodge с удовольствием проконсультируют по вопросам выбора снасти для рыбалки на Кольском полуострове и пригласят на комфортабельную, круглосуточно снабженную электричеством, горячей водой и интернетом базу для ловли семги, хариуса, кумжи и других хищников.